«Фонарики»

Часть 1
В одной квартире большого дома жила-была семья фонари­ков: мама Фона, папа Рик и маленький Нок. Внутри их неболь­шой квартирки всегда было темно, и когда фонарики ходили из одной комнаты в другую, они то и дело сталкивались друг с другом, натыкались на острые углы и падали, споткнувшись о высокие ступени. Из-за этого на их отполированных боках появ­лялись царапины и вмятины, а громкие споры и ссоры все чаще раздавались во всех уголках квартиры.
Так жили бы фонарики и дальше, если бы однажды в их окно не подул сильный ветер. На мгновение он отодвинул в сторону тяжелую штору, и яркий солнечный луч проник в квартиру.
Сквозняк какой, — недовольно пробурчала Фона, но нео­жиданно замолчала и, посмотрев на мужа, удивленно спроси­ла: — А что это было?
Не знаю, — отозвался Рик, но подошел к окну и отдернул большую штору.
Яркий свет ворвался в темное помещение и осветил все его уголки.
Хлама-то сколько, — растерянно произнесла Фона, глядя по сторонам.
Да уж, слишком много, — поддержал ее Рик и неловко замолчал: он впервые так отчетливо увидел своих родных.
Фона и Нок с таким же недоумением смотрели на него.
Так вот мы какие, — разочарованно произнесли фонари­ки, глядя на поцарапанные и помятые бока друг друга.
Кажется, нам всем нужен ремонт, — наконец сказал Рик и добавил: — Собирайтесь, пойдем искать мастерскую.
Часть 2
Впервые за многие годы Рик, Фона и Нок вышли на улицу. Яркий солнечный свет освещал дома, деревья и широкие доро­ги, по которым ходили другие фонарики.
Интересно, — произнесли наши герои и медленно пошли вперед, все еще опасаясь с кем-нибудь столкнуться, удариться или упасть, зацепившись за незамеченную преграду.
Удивительно, но ни один прохожий фонарик даже случайно не задел их.
Интересно, — снова произнес Рик и вдруг глубокомыс­ленно сказал: — Свет! Все дело в ярком свете!
И он торжествующе посмотрел на родных.
Да, свет, — согласилась Фона и вдруг огорченно спроси­ла: — Так почему же мы раньше обходились без него? Сколько напрасных царапин и вмятин получили!
И она тихо вздохнула.
Что было, то было, — согласился Рик. — Дело прошлое. Сейчас-то мы знаем, как избежать глупых падений и ушибов: яркий свет — и никаких проблем!
Так, переговариваясь друг с другом, они подошли к дому, на котором висела большая вывеска.
«Мастерская по ремонту фонариков», — прочитал Рик и радостно произнес: — Вперед, друзья, здесь нас починят!
И он открыл дверь.
Часть 3
Опытные мастера приветливо встретили фонариков, выров­няли им бока, отшлифовали и покрасили в яркие цвета.
Ура! Мы теперь как новые! — обрадовался маленький Нок и захлопал в ладоши.
Верно, — довольно сказал Рик, глядя на сына: — Мы те­перь всегда будем такими. А еще впустим в свою квартиру сол­нечный свет и больше не станем падать, сталкиваться друг с другом и натыкаться на острые углы.
Внезапно он замолчал: открыв дверь мастерской на улицу, Рик увидел перед собой полную темноту.
А где же солнечный свет? — удивленно спросил он у ма­стеров.
Вечером солнце не светит, — улыбаясь, ответили они ему. — Разве вы этого не знаете?
Не светит? — повторил Рик. — А что же вечером светит? Как ходить по темным улицам, где столько острых углов, опас­ных поворотов и неожиданных ям?!
И он впервые пожалел о том, что вышел из своей маленькой квартирки. Пусть она была не очень удобной, но все же не такой опасной, как темные, незнакомые улицы.
Я хочу домой, хочу домой, домой, — словно прочитав мыс­ли отца, заплакал маленький Нок.
Домой, — растерянно повторила Фона и, волнуясь, спро­сила: — Что же нам сейчас делать?
Зажгите свои внутренние лампочки и выходите на улицу. Ведь это так просто, — ответил ей мастер Рем и удивленно спро­сил: — Неужели вы не знаете?
У нас, наверное, нет никаких лампочек, — огорченно ска­зала Фона и заплакала.
Но это можно проверить, — сказал Рем. — Есть специаль­ная мастерская, где вас посмотрят и помогут обрести внутренний свет, а дорогу туда вам покажет любой яркий фонарик. Выходите, друзья, и не бойтесь. Путь к свету только один — вперед.
Вперед, так вперед, — сказал Рик и открыл дверь на улицу.
Но там фонарики снова замерли в недоумении: разноцвет­ные яркие лучи ходили по дорогам и совсем не мешали друг другу. Один из них, Очень Светлый Луч, оказался рядом с наши­ми героями.
Не подскажете ли вы, как пройти в мастерскую по про­верке лампочек?— обратился к нему Рик и, посмотрев по сто­ронам, добавил: — Сами мы ничего не видим в такой темноте.
Конечно, подскажу и даже отведу туда, — ответил Свет­лый Луч и повел фонариков по новой дороге. Он так хорошо освещал ее, что виден был не только путь впереди, но и дома, которые стояли по обе стороны дороги.
На одном из высоких зданий висела яркая вывеска.
«Да будет свет!» — прочитала надпись Фона и добавила: — Кажется, нам сюда.
Именно сюда, — улыбнулся Светлый Луч и, пожелав сво­им попутчикам много света, пошел дальше.
Ну что ж, вперед! — сказал Рик и открыл дверь в новую мастерскую.
Часть 4
За столом сидел мастер Огонек и странным образом осве­щал всю комнату.
Как это у Вас получается? — поинтересовалась у него Фона. — За окном темнота, а в комнате светло, как днем.
Когда светит моя лампочка — темнота исчезает, — улыб­нулся Огонек и добавил: — Она яркая и мощная. А еще я могу делать ее свет сильнее или слабее.
Я тоже хочу иметь такую лампочку, — произнес Рик.
И я, — поддержала его Фона.
И я! — воскликнул маленький Нок и запрыгал от нетер­пения.
Ну что же, малыш, с тебя и начнем, — сказал мастер и потрогал выключатель на его боку. — Кажется, работает.
Огонек нажал на маленькую кнопочку, и новый яркий лучик осветил комнату.
Я свечу! — радостно воскликнул Нок и посмотрел на ро­дителей: — Как хорошо!
Это так просто? — удивилась Фона и нажала на свой вык­лючатель.
Свет почему-то не включился.
Не спешите, друзья — произнес Огонек. — Мне сначала надо осмотреть вас.
И он стал изучать состояние лампочек и кнопок у своих кли­ентов.
Через некоторое время мастер сказал:
У вас обоих не работают контакты: лампочка Фоны слабо вкручена, а у Рика засорен выключатель. Давайте, друзья, при­ведем вас в порядок.
И он принялся чинить все неисправности фонариков. Нако­нец Огонек удовлетворенно сказал:
Ну вот, сейчас можете светить.
Фонарики включили свои лампочки и замерли от неожидан­ности.
Дорогая, какой у тебя мягкий, теплый свет. Он согревает и успокаивает меня, — сказал Рик и посмотрел на жену так, слов­но впервые увидел ее.
А твой ясный луч придает мне силу, — произнесла Фона, радостно глядя на мужа. — Он так хорошо освещает все вокруг, что я совсем не боюсь упасть или споткнуться.
Фонарики благодарно посмотрели на мастера и сказали:
Спасибо Вам, Огонек, за этот ясный свет!
Всегда рад помочь, — улыбаясь, ответил мастер и доба­вил на прощание: — Удачи вам, друзья, и новых, ярких открытий!
Рик, Фона и Нок вместе вышли из мастерской и дружно по­шли к себе домой.
У них начиналась новая, светлая жизнь.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗКИ
Сказка для тех, кому необходимо изменить взгляд на жизнь, кто не только не реализовывает свои возможности, но и не знает их, кто задумывается над вопросами личностного развития и ищет на них ответы. Рекомендуется использовать в работе с детьми и подростками школьного возраста 10-18 лет, взрослыми, а также в процессе группового и семейного консультирования.
Сказка помогает дать оценку своему жизненному пути, спо­собствует личностному развитию, изменению мировоззрения и духовному росту человека.
Возможные вопросы при анализе сказки:
к частям 1, 2:
1. Нарисуйте наиболее запомнившуюся вам картину сказки.
2. Что означает выражение «жить в темноте»? Как это пока­зано в сказке?
3. Что означает, когда про человека говорят, что он «темный»?
4. Какое событие помогло фонарикам выйти из своей квар­тиры на улицу?
5. Была ли в вашей жизни или жизни ваших знакомых ситу­ация, которая помогла по-новому взглянуть на себя и свою жизнь?
к части 3:
1. Почему после первого ремонта, став красивыми и ярки­ми, фонарики не стали «светлыми»?
2. Всегда ли мы можем сказать о внешне красивом и ярко одетом человеке, что он — «светлая» личность?
3. Что сделали фонарики для того, чтобы их лампочки стали светить?
к части 4:
1.  Кто помог фонарикам починить все неисправности?
2. Где мы в своей жизни можем встретить мастера Огонька?
3. Как вы думаете, «внутренний свет» есть у каждого человека?
4. Какие «контакты» должны работать у человека, чтобы был виден свет его души?
Технологии использования сказки
Сказку можно использовать в качестве метафоры, а также провести ее анализ, рассказывание, рисование и проигрывание в ролях или с помощью кукол. Сделав перерыв перед третьей частью сказки, а потом — перед четвертой, можно предложить подростку или взрослому самому продолжить ее, ответив на вопросы: как развивались события дальше и как помогли фона­рикам работники мастерской?
Таким образом, сказка станет проективной и позволит кли­енту не только обозначить свою проблему, но и, прибегнув к ме­тоду самопомощи, символически отреагировать физиологичес­кие и эмоциональные стрессы, восстановить свое психологи­ческое состояние.
В начале следующего занятия, выслушав вариант сказки, написанный консультируемым, предложить ему (при индивиду­альной) или группе (при групповой работе) прослушать продол­жение, написанное автором, и обсудить его при помощи пред­ложенных вопросов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий