«Ручейки»

Однажды на свет из-под земли пробились два родниковых ключа. Они увидели солнце и небо, услышали пение птиц и ра­достно забурлили.
Хорошо-то как! — воскликнул один из них, которого звали Хрусталик. — Так и хочется поскорее побежать, мир посмотреть и себя показать.
Куда это побежать? — спросил у него второй ручеек, ко­торого звали Холодок. — А если ты попадёшь в яму и не смо­жешь из нее выбраться? А если запутаешься в густых зарослях и не пройдешь сквозь них? Нет уж, в этом деле не спешка нужна, а осторожность.
Вот и осторожничай себе! — воскликнул Хрусталик. — А я считаю, что нет ничего более глупого, чем бояться заранее, по­этому я побегу. Пока! — И он, звеня, сбежал с горки прямо в пшеничное поле.
Безрассудный какой, — проворчал Холодок вслед Хрус­талику. — Нет уж, я сначала выберу направление своего пути, посмотрю, не опасно ли там, и только потом сдвинусь с места.
И он огляделся по сторонам: впереди колосилось пшенич­ное поле, позади шумел густой лес, справа бежала тонкая тро­пинка, а слева, в некотором отдалении, стояли жилые дома.
Неудачные все места, — пробормотал себе под нос Холо­док, — в поле я могу затеряться, из леса не выбраться, на тро­пинке меня могут затоптать, а среди домов даже не заметят — у них и так много воды.
И, вздохнув с облегчением, он решил: «Останусь здесь, в самом безопасном месте».
А пока Холодок оглядывался по сторонам, Хрусталик весело бежал по полю и знакомился со встречными колосками, цвета­ми и травинками. Птицы, ужи и полевые мышки утоляли у него свою жажду и рассказывали последние новости.
Однажды ручеек узнал, что в соседние дома плохо поступа­ет вода и людям ее очень не хватает.
«Побегу туда и напою их», — подумал Хрусталик и устремил­ся в дорогу.
Но не успел он пробежать и половину пути, как угодил в ши­рокий и глубокий котлован, вырытый для постройки нового дома.
«Говорил же мне Холодок не спешить и смотреть по сторо­нам, — вспомнил вдруг Хрусталик слова друга, лежа на дне, — попробуй теперь отсюда выбраться».
И он так загрустил, что незаметно для себя уснул. А, как известно, во сне мы все растем. Так и Хрусталик с каждой мину­той становился все больше и больше, а когда проснулся, с удив­лением заметил, что стал совсем не похож на тот ручеек, кото­рый бежал по пшеничному полю. На месте котлована появилось прозрачное голубое озеро, у берегов которого стояли и улыба­лись люди.
Со временем Хрустальное озеро стало их любимым местом отдыха: здесь собирались компании, загорали, купались, пели песни и фотографировались на память. И в домах у людей по­явилась чистая родниковая вода.
А как же Холодок? Он еще долго сидел на своем безопасном месте и не решался отправиться в дорогу. Лишь редкие путники замечали родничок и утоляли жажду. Но однажды, устав от оди­ночества и страха, Холодок спросил себя: «А действительно, есть ли что-нибудь более жалкое и глупое, чем бояться заранее?»
И, не найдя ответа на этот вопрос, он решил отправиться в путь через лес. Шаг за шагом Холодок открывал неизведанные места, познавал жизнь и знакомился с обитателями леса. Он поил их родниковой водой и с радостью бежал дальше. Конечно, ручейку в пути встречались препятствия. Однажды большая тол­стая коряга загородила Холодку дорогу, и он долго и настойчиво обходил ее. В другой раз густые заросли колючек попытались остановить и запутать его, но Холодок продолжал идти вперед и пробился сквозь них. И оказалось, что можно пройти даже через лес, если очень этого хочешь.
Холодок одолел трудный путь и заметил, что стал более об­щительным, решительным и уверенным в себе. Он больше не боялся неожиданностей и поэтому легко побежал по зеленой траве и песку, пока не оказался у широкой реки, воды которой нежно блестели в лучах золотого солнца. Не раздумывая, Холо­док влился в нее и продолжил свой путь вместе с другими ру­чейками, которые попали туда раньше его.
Так два друга, Хрусталик и Холодок, нашли свое место сре­ди просторов родной земли, и каждый из них по праву мог бы сказать: «Ручеек, который боится ошибиться и упасть, и тот, кто избавился от этого страха, — разные ручейки».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗКИ
«Ручейки»
Сказка для тех, кто занял пассивную жизненную позицию и испытывает трудности в самоопределении. Рекомендуется ис­пользовать в процессе консультирования детей и подростков школьного возраста, а также взрослых.
Сказка способствует принятию в символической форме сво­ей конструктивной физической активности, помогает победить страх, выйти на новый уровень жизненного пути для достижения самореализации и обучает методам самопомощи.
Возможные вопросы при анализе сказки:
1. Нарисуйте самую яркую картинку сказки. Что вас в ней наиболее привлекло?
2. О чем эта сказка?
3. Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?
4. Какой девиз был у Хрусталика?
Глава 2. Методические рекомендации к использованию сказок 71
5.  Что руководило Хрусталиком, когда он побежал в пше­ничное поле и к жилым домам?
6. Что мешало Холодку двинуться в путь?
7. Почему Холодок все-таки решился отправиться в дорогу?
8.  Какие препятствия встретились Холодку на пути и как он с ними справился?
9. Как изменился Холодок, пройдя трудный путь?
10. Какие уроки мы можем вынести из этой сказки?
Технология использования сказки
Сказку можно использовать в качестве метафоры, а также провести ее анализ, рассказывание, рисование и проигрывание значимых ситуаций в ролях, в песочнице, с помощью кукол.

Комментариев нет:

Отправить комментарий