На краю зеленого леса стоял могучий дуб. Его пышная крона блестела под лучами осеннего солнца, а желуди, играя друг с другом, весело раскачивались в разные стороны.
В высоком небе летали птицы, и легкие светлые облака плыли куда-то вдаль.
Внезапно налетел сильный ветер, подхватил пару желудей с ближайшей ветки и опустил на расположенную неподалеку поляну.
— Как хорошо! — воскликнул один из них, которого звали Золотой Носик. — Теперь весь мир принадлежит нам. Мы наконец-то стали самостоятельными и независимыми.
— Да, это так,— произнес второй, которого звали Желтый Бочок, — но что нам делать с этой самостоятельностью? Кто теперь будет кормить нас и рассказывать сказки на ночь?
И он задумался. Да так сильно, что не заметил, как рядом оказалась большая птица. Сорока, а это была именно она, важно прохаживалась по траве и приговаривала себе под нос:
— Ну вот, опять новенькие. Старые лежат себе без дела, только бока отлеживают да траву приминают. А тут еще новые. Ну посмотрим, на что они способны.
— Чем это Вы, тетенька, недовольны? — услышав ее бормотание, спросил Золотой Носик.— Что же нам делать, как не лежать на траве и греться на солнышке?
— Как это что?! — воскликнула сорока. — Учиться надо. Учиться!
— Учиться? — переспросил Золотой Носик. — А что, это интересно. Вот только учителей я здесь не вижу. Может быть, Вы подскажете, где они?
— Конечно, подскажу и даже помогу найти их! Было бы только у вас желание! — обрадовалась сорока и полетела рассказывать всем птицам, что наконец-то в лесу появился желудь, который хочет учиться.
Тем временем Золотой Носик растолкал брата и пересказал ему свой разговор с сорокой.
— Хочешь, будем учиться вместе? — окончив рассказ, предложил он Желтому Бочку.
— Что ты, Носик, — ответил тот, — я и так все детство слушал нравоучения нашего отца Дуба. Теперь мне хочется жить в свое удовольствие: лежать на траве, слушать пение птиц и мечтать. Так что ты уж, пожалуйста, учись без меня.
И он отвернулся, чтобы лучше рассмотреть божью коровку, сидящую на соседней травинке.
Золотой Носик, не договорившись с братом, покатился к центру поляны и обосновался там. Каждый день он обучался у птиц и узнавал, для чего дует ветер и идет дождь, почему на смену лету приходит осень, зачем птицы улетают на юг и как живут звери зимой. Но больше всего ему нравилось слушать рассказы о деревьях: их силе, красоте, стойкости и жизнелюбии.
— Я тоже хочу стать таким деревом, — однажды решил он и стал искать брата, чтобы поделиться с ним этой мыслью.
Желтый Бочок лежал в стороне и с удовольствием смотрел в синее небо. Он наслаждался пением птиц и мечтал. Рядом проходили звери, проползали ужи, но желудь не обращал на них никакого внимания. Ему было хорошо и спокойно. Вдруг он услышал голос Золотого Носика:
- Брат, наконец-то я нашел тебя. Знаешь, я узнал столько всего интересного! Но самое главное — из нас, таких маленьких, могут вырасти большие могучие деревья.
- Здорово! - воскликнул Желтый Бочок. — А когда это случится?
— Чтобы это случилось, нам надо пройти через одно испытание: возродиться.
— Возродиться? — переспросил Желтый Бочок. — А что это значит?
— Это значит, что на зиму нам нужно будет зарыться в землю и пробыть в ней до весны. А когда снег растает и пойдут дожди, мы родимся к новой жизни. Но уже не желудями, такими, как мы сейчас, а зелеными росточками, которые со временем вырастут, потянутся к солнышку, окрепнут и станут большими красивыми дубами. Скажи, нравится тебе моя идея?
- Очень интересно, — кисло заметил Желтый Бочок, — но знаешь, Носик, что-то мне не хочется лезть в землю. Там испортится мой блестящий наряд, и еще я не смогу так долго не видеть солнца и не слышать пения птиц. В земле я заскучаю. Но больше всего я не хочу ждать и терпеть боль от появления ростка. В общем - извини, брат, но я останусь здесь, наверху. Под одеялом из листьев мне будет тепло и уютно, и я прекрасно высплюсь до весны, слушая мелодию ветра.
- Как знаешь», — разочарованно сказал Золотой Носик, попрощался с братом и покатился готовить себе на зиму домик.
То носиком, то шапочкой он копал и копал землю, пока не решил, что ямка стала достаточно вместительной.
_ Ну вот, удовлетворенно произнес Золотой Носик, — теперь можно и отдохнуть.
Он удобно расположился в ямке, зевнул и уснул до весны.
Погода тем временем изменилась. Подули холодные ветра, зачастили дожди и птицы, почувствовав приближение зимы, стали стаями улетать на юг. Солнышко все чаще пряталось за тучки и все реже согревало землю.
Желтый бочок, недовольный изменениями в погоде, залез под груду опавших листьев и решил:
_ Перезимую здесь, а весной опять прилетят птицы, солнышко согреет землю, и я заживу, как прежде.
Он тепло укрылся и уснул.
Как-то ранним утром на поляну пришли дикие кабаны. Они были настолько голодны и сердиты, что не могли даже разговаривать друг с другом. В поисках еды кабаны разгребали опавшие листья и съедали все, что можно было съесть. Один из них, разворошив очередную кучу, увидел там спрятавшийся желудь и проглотил его.
Так Желтый Бочок, даже не успев открыть глаза, оказался в животе у голодного кабана.
Но время идет, и вслед за холодной зимой наступила весна. Солнышко пригрело сильнее, снег растаял, и по всей земле побежали говорливые ручейки. Один из них проник к Золотому Носику, разбудил его и с радостью сообщил о приходе весны.
— Ура! — воскликнул желудь и стал тянуться к свету.
Он так старался, что очень скоро превратился в маленький зеленый росток. Выглянув из-под земли, Золотой Носик увидел ласковое солнышко и старую знакомую сороку.
— Доброе утро, Золотой Носик! — сказала она ему. — Я рада тебя видеть. С днем рождения! Расти таким же большим, красивым и могучим, как твой отец. А мы, твои друзья-птицы, всегда будем рядом.
— Спасибо Вам, мудрая сорока, — ответил ей счастливый молодой Дубок и радостно зашелестел нежными зелеными листочками.
«Желуди»
Эта сказка о разных жизненных путях и стилях отношения к жизни. Рекомендуется использовать для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста, а также взрослыми.
Сказка помогает раскрыть личностный потенциал и способствует самореализации. Также она иллюстрирует задачи работы психолога и членов педагогического коллектива: разглядеть способности каждого, помочь выйти на новый уровень жизненного пути для достижения самореализации.
Возможные вопросы при анализе сказки:
1. Нарисуйте самую яркую картину сказки. Что вас в ней наиболее привлекло?
2. Как желуди оказались на полянке?
3. Почему Золотой Носик захотел учиться, а Желтый Бочок отказался?
4. Знакомы ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывали главные герои?
5. Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?
6. Кто помог Золотому Носику учиться?
7. Что пережил Золотой Носик, прежде чем стал зеленым росточком?
8. Почему Желтый Бочок оказался в животе у голодного кабана?
9. Чему мы можем научиться у этой сказки?
Технология использования сказки
Сказку можно использовать в качестве притчи-нравоучения, а также провести ее анализ, рассказывание, рисование, проигрывание значимых ситуаций в ролях, в песочнице, с помощью кукол и переписывание, ответив на вопрос: как могла бы измениться судьба Желтого Бочка, если бы он захотел учиться?
В конце обсуждения сказки важно подчеркнуть, что у каждого в жизни есть выбор, и каждый сам принимает решение, как ему поступать в том или ином случае.
Комментариев нет:
Отправить комментарий