«Желуди»

На краю зеленого леса стоял могучий дуб. Его пышная кро­на блестела под лучами осеннего солнца, а желуди, играя друг с другом, весело раскачивались в разные стороны.
В высоком небе летали птицы, и легкие светлые облака плы­ли куда-то вдаль.
Внезапно налетел сильный ветер, подхватил пару желудей с ближайшей ветки и опустил на расположенную неподалеку поляну.
— Как хорошо! — воскликнул один из них, которого звали Золотой Носик. — Теперь весь мир принадлежит нам. Мы нако­нец-то стали самостоятельными и независимыми.


Да, это так,— произнес второй, которого звали Желтый Бочок, — но что нам делать с этой самостоятельностью? Кто теперь будет кормить нас и рассказывать сказки на ночь?
И он задумался. Да так сильно, что не заметил, как рядом оказалась большая птица. Сорока, а это была именно она, важ­но прохаживалась по траве и приговаривала себе под нос:
Ну вот, опять новенькие. Старые лежат себе без дела, толь­ко бока отлеживают да траву приминают. А тут еще новые. Ну посмотрим, на что они способны.
Чем это Вы, тетенька, недовольны? — услышав ее бормо­тание, спросил Золотой Носик.— Что же нам делать, как не лежать на траве и греться на солнышке?
Как это что?! — воскликнула сорока. — Учиться надо. Учиться!
Учиться? — переспросил Золотой Носик. — А что, это ин­тересно. Вот только учителей я здесь не вижу. Может быть, Вы подскажете, где они?
Конечно, подскажу и даже помогу найти их! Было бы толь­ко у вас желание! — обрадовалась сорока и полетела рассказы­вать всем птицам, что наконец-то в лесу появился желудь, кото­рый хочет учиться.
Тем временем Золотой Носик растолкал брата и пересказал ему свой разговор с сорокой.
Хочешь, будем учиться вместе? — окончив рассказ, пред­ложил он Желтому Бочку.
Что ты, Носик, — ответил тот, — я и так все детство слу­шал нравоучения нашего отца Дуба. Теперь мне хочется жить в свое удовольствие: лежать на траве, слушать пение птиц и меч­тать. Так что ты уж, пожалуйста, учись без меня.
И он отвернулся, чтобы лучше рассмотреть божью коровку, сидящую на соседней травинке.
Золотой Носик, не договорившись с братом, покатился к цен­тру поляны и обосновался там. Каждый день он обучался у птиц и узнавал, для чего дует ветер и идет дождь, почему на смену лету приходит осень, зачем птицы улетают на юг и как живут звери зимой. Но больше всего ему нравилось слушать рассказы о деревьях: их силе, красоте, стойкости и жизнелюбии.
Я тоже хочу стать таким деревом, — однажды решил он и стал искать брата, чтобы поделиться с ним этой мыслью.
Желтый Бочок лежал в стороне и с удовольствием смотрел в синее небо. Он наслаждался пением птиц и мечтал. Рядом проходили звери, проползали ужи, но желудь не обращал на них никакого внимания. Ему было хорошо и спокойно. Вдруг он услышал голос  Золотого Носика:
- Брат, наконец-то я нашел тебя. Знаешь, я узнал столько всего интересного! Но самое главное — из нас, таких малень­ких, могут вырасти большие могучие деревья.
- Здорово! - воскликнул Желтый Бочок. — А когда это случится?
Чтобы  это случилось, нам надо пройти через одно испы­тание: возродиться.
Возродиться? переспросил Желтый Бочок. — А что это значит?
Это значит, что на зиму нам нужно будет зарыться в зем­лю и пробыть в ней до весны. А когда снег растает и пойдут дожди, мы родимся к новой жизни. Но уже не желудями, такими, как мы сейчас, а зелеными росточками, которые со временем вырастут, потянутся к солнышку, окрепнут и станут большими красивыми дубами. Скажи, нравится тебе моя идея?
- Очень интересно, — кисло заметил Желтый Бочок, — но знаешь, Носик, что-то мне не хочется лезть в землю. Там испор­тится мой блестящий наряд, и еще я не смогу так долго не ви­деть солнца и не слышать пения птиц. В земле я заскучаю. Но больше всего я не хочу ждать и терпеть боль от появления рос­тка. В общем - извини, брат, но я останусь здесь, наверху. Под одеялом из листьев мне будет тепло и уютно, и я прекрасно высплюсь до весны, слушая мелодию ветра.
- Как знаешь», — разочарованно сказал Золотой Носик, по­прощался с братом и покатился готовить себе на зиму домик.
То носиком, то шапочкой он копал и копал землю, пока не решил, что ямка стала достаточно вместительной.
_ Ну вот, удовлетворенно произнес Золотой Носик, — те­перь можно и отдохнуть.
Он удобно расположился в ямке, зевнул и уснул до весны.
Погода тем временем изменилась. Подули холодные ветра, зачастили дожди и птицы, почувствовав приближение зимы, стали стаями улетать на юг. Солнышко все чаще пряталось за тучки и все реже согревало землю.
Желтый бочок, недовольный изменениями в погоде, залез под груду опавших листьев и решил:
_ Перезимую здесь, а весной опять прилетят птицы, сол­нышко согреет землю, и я заживу, как прежде.
Он тепло укрылся и уснул.
Как-то ранним утром на поляну пришли дикие кабаны. Они были настолько голодны и сердиты, что не могли даже разгова­ривать друг с другом. В поисках еды кабаны разгребали опав­шие листья и съедали все, что можно было съесть. Один из них, разворошив очередную кучу, увидел там спрятавшийся желудь и проглотил его.
Так Желтый Бочок, даже не успев открыть глаза, оказался в животе у голодного кабана.
Но время идет, и вслед за холодной зимой наступила весна. Солнышко пригрело сильнее, снег растаял, и по всей земле побежали говорливые ручейки. Один из них проник к Золотому Носику, разбудил его и с радостью сообщил о приходе весны.
Ура! — воскликнул желудь и стал тянуться к свету.
Он так старался, что очень скоро превратился в маленький зеленый росток. Выглянув из-под земли, Золотой Носик увидел ласковое солнышко и старую знакомую сороку.
Доброе утро, Золотой Носик! — сказала она ему. — Я рада тебя видеть. С днем рождения! Расти таким же большим, краси­вым и могучим, как твой отец. А мы, твои друзья-птицы, всегда будем рядом.
      Спасибо Вам, мудрая сорока, — ответил ей счастливый молодой Дубок и радостно зашелестел нежными зелеными ли­сточками.
«Желуди»
Эта сказка о разных жизненных путях и стилях отношения к жизни. Рекомендуется использовать для работы с детьми сред­него и старшего школьного возраста, а также взрослыми.
Сказка помогает раскрыть личностный потенциал и способ­ствует самореализации. Также она иллюстрирует задачи работы психолога и членов педагогического коллектива: разглядеть спо­собности каждого, помочь выйти на новый уровень жизненного пути для достижения самореализации.
Возможные вопросы при анализе сказки:
1. Нарисуйте самую яркую картину сказки. Что вас в ней наи­более привлекло?
2. Как желуди оказались на полянке?
3. Почему Золотой Носик захотел учиться, а Желтый Бочок отказался?
4. Знакомы ли вам такая ситуация и те чувства, которые ис­пытывали главные герои?
5. Кто из героев сказки вам понравился больше всего? По­чему?
6. Кто помог Золотому Носику учиться?
7. Что пережил Золотой Носик, прежде чем стал зеленым росточком?
8. Почему Желтый Бочок оказался в животе у голодного ка­бана?
9. Чему мы можем научиться у этой сказки?
Технология использования сказки
Сказку можно использовать в качестве притчи-нравоучения, а также провести ее анализ, рассказывание, рисование, проиг­рывание значимых ситуаций в ролях, в песочнице, с помощью кукол и переписывание, ответив на вопрос: как могла бы изме­ниться судьба Желтого Бочка, если бы он захотел учиться?
В конце обсуждения сказки важно подчеркнуть, что у каждо­го в жизни есть выбор, и каждый сам принимает решение, как ему поступать в том или ином случае.

Комментариев нет:

Отправить комментарий