«Ежики»

В большом лесу жила семья ежиков. Веселые и озорные дети: Чарли, Колючка и маленькая Кнопочка очень любили бало­ваться и подшучивать друг над другом. Но больше всего на све­те им нравилось спорить: у кого самые длинные иголочки, а у кого — самые острые, у кого самая блестящая шубка, а у кого — самая густая, у кого...
В общем, их споры были долгими, шумными и... опасными.
Почему опасными? — спросите вы.
Да потому, что очень часто они заканчивались дракой.
Колючка! — гневно восклицал Чарли в конце каждого спо­ра, видя, что все его доводы не убеждают сестру. — Ты должна слушаться меня, ведь я твой старший брат!
И не подумаю! — гордо отвечала Колючка. — А будешь приставать, узнаешь, какие у меня острые иголки!
А ты узнаешь, какие у меня! — с вызовом говорил Чарли и подходил к сестре поближе.
Слово за слово, и ежики вдруг замечали, что дерутся в пол­ную силу, а рядом стоит и ревет маленькая Кнопочка, почему-то вся израненная. Только тогда они останавливались и растерянно смотрели друг на друга. Вид у каждого был плачевный: кожа поцарапана, иголки сломаны, а некоторые и вовсе оторваны.
В жалком состоянии, побитые, но непреклонные, ежата рас­ходились по разным уголкам своей норки и молча залечивали раны. И хотя тело у каждого болело, ежики продолжали гордить­ся собой: ведь ни один из них не уступил другому в споре и с честью мог бы носить звание «Упрямый ежик— колючая иголка».
Болезнь
Однажды, после очередной ссоры, заболела маленькая Кно­почка.
Семейный доктор — мудрый Филин — осмотрел ее и важно сказал:
Кожа больной повреждена острыми предметами, которые и вызвали воспаление всего тела. Прописываю: пять дней пить микстуру и мазать кожу питательным детским кремом.
А затем, прищурив большие глаза, он хитро спросил:
А, кстати, кто ее так изранил?
Не знаем, — глядя куда-то в сторону, тихо ответили ежата.
Но вдруг Колючка воскликнула:
Это твои иголки так ранили ее, когда летели в меня!
А кто всегда первый начинает? — сердито ответил Чарли и сверкнул глазами.
Подождите, подождите, друзья, — остановил их Филин. — Вам и Кнопочке не нужны крики. Вылечить больную могут только любовь, внимание и забота. Посмотрите, малышка опять волну­ется и, кажется, вот-вот заплачет.
Действительно, — посмотрев на Кнопочку, сказал Чар­ли. — Но мы не умеем мирно разговаривать! Как только начина­ем спорить, так драка из нас и лезет.
Что же, могу вам помочь, — улыбнулся доктор. — Но учти­те: и тебе, Чарли, и тебе, Колючка, придется работать над собой и менять вредные привычки.
Какие такие «вредные привычки» мне придется менять? — недовольно спросила Колючка. — Он первый начинает спорить, а менять — мне? Интере-е-есно!
Какие? — повторил Филин. — Ну вот, например, скажи, что ты делаешь, когда Чарли говорит о чем-то, с чем ты не согласна?
Как что? — удивилась Колючка. — Спорю с ним, доказы­ваю свою правоту.
И что, твои споры помогают? — уточнил доктор.
Нет, — недовольно буркнула Колючка. — Только хуже по­лучается: мы или ругаться начинаем, или драться. А потом раны лечим, да убираем за собой «поле боя».
Ну и как, нравится тебе такое общение? — хитро улыб­нулся Филин.
Скажете тоже — нравится! Нет, конечно. Вот уже и Кно­почка заболела, — вздохнула Колючка, а потом, вспомнив бра­та, с раздражением воскликнула: — Но как же с ним по-другому разговаривать, если он не понимает меня?!
А ты его понимаешь? — спросил Филин.
Нет! — с вызовом ответила Колючка и вдруг рассмея­лась: — Мы друг друга не понимаем и, наверное, не хотим пони­мать. Что ж, доктор, Вы меня убедили, я согласна меняться.
Вот и хорошо, — подытожил Филин разговор. — Тогда нач­нем обучение.
Каждый день Филин проводил с ежатами увлекательные за­нятия. Сначала они учились слушать друг друга, не перебивая, и неожиданно Колючка и Чарли обнаружили, что совсем не умеют молчать, когда кто-то говорит, не знают, как поддерживать раз­говор и правильно задавать вопросы. Когда несколько уроков общения закончились спорами, Чарли задумчиво произнес:
Кажется, мы умеем только спорить и перебивать друг друга.
Кажется, да, — согласилась с ним Колючка.
Ура! — неожиданно воскликнул Филин. — Поздравляю вас с первым результатом: вы пришли к согласию.
Неужели?— удивились ежата и рассмеялись.
Вот и хорошо, — сказал Филин. — Дальше учиться будет легче.
И действительно, прошло немного времени, и Чарли с Ко­лючкой научились слушать и понимать друг друга. Неожиданно они обнаружили, что предложения другого могут быть интерес­ными, если их выслушать полностью.
А однажды Филин сказал ежатам:
Друзья, пожалуйста, улыбнитесь друг другу.
Это еще зачем? — с подозрением спросила Колючка.
Зачем? — уточнил Филин. — А скажи, с кем тебе легче разговаривать: с тем, кто улыбается, или с тем, кто смотрит хмуро, безразлично или враждебно?
Конечно, приятнее говорить с тем, кто тебе рад и улыба­ется, — одновременно ответили ежата и рассмеялись. — Какой же Вы умный, дядюшка Филин!
Ну, а раз так, давайте будем улыбаться и радоваться друг другу. — предложил доктор.
Давайте! — неожиданно воскликнула Кнопочка и захлопа­ла лапками.
Чарли,— обратилась Колючка к брату,— а ты заметил, что как только мы перестали драться и ругаться, Кнопочка стала спокойнее и веселее?
Заметил, сестричка, — ответил Чарли и улыбнулся.
Каждый день ежата осваивали уроки общения и делали в них успехи, а чтобы их сила и энергия не пропали даром и не привели к драке, они, по совету Филина, записались в спортив­ные секции. Чарли увлекся карате, а Колючка выбрала спортив­ную гимнастику. Каждый вечер ежики показывали друг другу новые упражнения и с удовольствием обучались им.
Конечно, иногда они забывали уроки Филина, старые при­вычки брали верх, и их громкие крики разносились по всей нор­ке. Но, спохватившись, ежата останавливались и понимающе смотрели друг на друга.
Какие же мы вспыльчивые! — вздыхая, произносил Чарли.
И несдержанные, — соглашалась с ним Колючка.
Однажды Филин предложил ежикам придумать дело, кото­рое было бы интересно им обоим.
Надо подумать, — сказали Чарли с Колючкой и разошлись в разные стороны.
Дело
Целую неделю ежики предлагали друг другу самые разные идеи, но почему-то выходило так, что занятие, увлекательное для одного, было не интересным для другого.
Им уже стало казаться, что прийти к согласию невозможно, как вдруг произошло одно событие: Кнопочка принесла из леса на своих колючках много красивых цветов, листьев и ягод. Эти дары леса она выложила посреди норки и стала играть с ними, составляя разные узоры.
Чарли, посмотри, какие интересные картины получаются у Кнопочки, — задумчиво произнесла Колючка.
Да, очень яркие и оригинальные, — согласился Чарли. — А что, если попробовать сложить их немного по-другому?
И он сделал картину, в центре которой поместил большую белую ромашку, а вокруг нее разложил зеленые листья березы и мелкие желтые цветочки куриной слепоты.
А можно составить и другую композицию, — воодушевилась Колючка и перемешала алые маки с голубыми колокольчиками.
Ежики так увлеклись новым занятием, что не заметили, как наступил вечер.
Пора ложиться спать, а так не хочется, — сладко зевая, сказала Кнопочка.
— Ничего, малышка, не переживай, завтра мы вновь про­должим эту игру, — успокоил ее Чарли и, повернувшись к Ко­лючке, спросил:
Правда, сестричка?
Конечно, брат, — ответила она и улыбнулась.
Творчество
Когда Филин в очередной раз пришел в гости к ежикам, он увидел необычную картину: Чарли, Колючка и Кнопочка сидели на полу посреди вороха листьев, ягод и цветов и составляли из них узоры. На стенах норки висели яркие картины, а в воздухе витал дух творчества.
Кажется, друзья, вы нашли общее дело? — улыбнулся Филин.
Нашли! — радостно ответили ежата и добавили: — Мы так увлеклись новым занятием, что перестали кричать друг на дру­га, да и времени на это, честно говоря, нет. Спасибо Вам, дя­дюшка Филин.
А еще, — добавила с восхищением Колючка, — несколько картин мы подарили нашим друзьям! Они так обрадовались!
Значит, вы научились дарить радость не только себе, но и другим? Молодцы! Кажется, наши занятия можно считать завер­шенными, — удовлетворенно произнес Филин и добавил: — А вы заметили, что Кнопочка болеть перестала?
Еще бы! — воскликнул Чарли. — Она очень изменилась: чаще улыбается, больше говорит, да и листья с цветами первая принесла в норку.
Вот и хорошо, — произнес Филин, — значит, теперь буду прилетать к вам только в гости. А сейчас мне надо навестить других зверей. До свидания, друзья!
До свидания, дядюшка Филин! Спасибо Вам за учебу, — сказали ежики и, улыбаясь, посмотрели друг на друга:
Все-таки, как хорошо дружить!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗКИ
«Ежики»
Сказка для детей и взрослых, имеющих проблемы в обще­нии, выражающиеся в неумении слушать и понимать собесед­ника и сопровождаемые чрезмерным упрямством и агрессией, а также для тех, кто испытывает трудности в самоопределении и чувствует потребность в пробуждении творческих способно­стей.
Рекомендуется использовать в процессе индивидуального, группового и семейного консультирования детей и подростков школьного возраста 10-18 лет и взрослых.
Сказка иллюстрирует работу психолога с членами коллекти­ва: помощь в налаживании отношений с другими, осознании ценности партнеров по общению и важности взаимоотношений с ними. Также сказка помогает раскрытию личностного потенци­ала, способствует развитию творческих способностей и помога­ет духовному росту человека.
Возможные вопросы при анализе сказки:
1. О чем эта сказка?
2. Нарисуйте главных героев сказки.
3. Кто из них вам понравился больше всего? Почему?
4. Как вы думаете, почему в начале сказки споры у ежиков часто заканчивались дракой?
5. Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Чарли или Колючку?
6.  Какое событие привело к тому, что ежики захотели на­учиться общаться?
7.  Как вы думаете, почему заболела Кнопочка?
8.  Почему мудрый Филин предложил ежикам сначала за­няться спортом, а потом найти общее дело?
9.  После каких событий и как изменилась Кнопочка?
10. Какими стали отношения между Чарли и Колючкой после обучения?
11. Чему мы можем научиться у этой сказки?
Технологии использования сказки:
анализ;
рассказывание;
рисование;
      проигрывание всей сказки или значимых ситуаций (в ро­лях, с помощью кукол).
Сделав перерыв перед частью «Дело», можно предложить подростку или взрослому (при индивидуальном) и группе (при групповом консультировании) самим предположить, какое об­щее дело выбрали для себя ежики. Таким образом, сказка ста­нет проективной и поможет определить потенциальные возмож­ности клиентов.
Вопросы к сказке можно использовать и для анализа ситу­ации в семье, рассуждая на тему: влияние взаимоотношений родителей на здоровье и поведение детей

Комментариев нет:

Отправить комментарий