Автор Ирина Владимировна Стишенок
На зеленой траве большого луга лежала одинокая цепь. Мимо нее пролетали стрекозы и бабочки, пробегали полевые мыши и хомячки, размышляя о своих бесконечных делах, торопливо шагали люди.
Только цепь оставалась на месте и, мечтая, смотрела в синее небо.
«Ах, если бы произошло чудо, которое изменило бы мою скучную жизнь!..» — думала она, глядя на проплывающие мимо облака. Однажды на луг прилетела стая диких уток. Путешествуя в теплые края, они решили остановиться, немного отдохнуть и размять лапки. Одна молодая утка внимательно осмотрела поле и увидела цепь.
— Привет, — сказала она и подошла ближе. — Меня зовут Кряка. Я прилетела сегодня утром вместе со стаей. А как зовут тебя?
— Меня зовут Цепь, — грустно сказала цепь. — И я не умею летать. Я всегда лежу на одном и том же месте и жду, когда кто- нибудь подойдет ко мне и предложит свою дружбу.
— А хочешь, я буду дружить с тобой? — спросила Кряка и подошла еще ближе. — Мы вместе полетим по всему миру, и ты увидишь красоту нашей земли с высоты птичьего полета.
— Конечно, хочу! — воскликнула Цепь. — Как здорово!
— Вот и хорошо, — сказала Кряка и надела Цепь себе на шею.
На следующий день утки собрались в стаю и отправились в путь.
Во время полета Цепь с восхищением смотрела на землю и без конца повторяла:
— Кряка, какая ты добрая и благородная! Без тебя я никогда не увидела бы, как прекрасен этот мир.
— Да, это так, — соглашалась утка и изо всех сил махала крыльями, чтобы не отстать от стаи.
Но, хотя Кряка и старалась, она постоянно задерживалась в пути, и остальным уткам приходилось останавливаться и ждать ее.
— Со мною Цепь, — оправдывалась Кряка и незаметно вздыхала.
На второй день пути она сказала своим друзьям:
— Я не могу лететь так быстро, как вы. Тяжелая Цепь тянет меня к земле. Летите медленнее.
Но не успели утки что-либо ей ответить, как услышали недовольный голос Цепи:
— Я тяну тебя к земле? Какая несправедливость! А ведь я, Кряка, за время полета не сделала тебе ни одного замечания, хоть ты и трясешь меня постоянно. Даже удивляюсь, как не потеряла ни одного своего звена. И заметь, я всегда с тобой вежлива, ведь мы друзья.
— Да, мы друзья, — вздохнула утка и опустила глаза.
— Кряка, зачем тебе эта Цепь? — спросил вожак стаи. — Она мешает свободно лететь и лишает сил. Оставь ее на поляне.
— Не могу, — тихо сказала Кряка и добавила, — Цепь — мой ДРУГ.
Однако на третий день пути у утки заболела шея.
— Зачем ты натерла мне ее? — спросила Кряка у Цепи и заплакала.
— Извини, я не хотела обидеть тебя, — сказала Цепь. — Так получилось.
— Но больше мы не сможем лететь вместе, — решила утка. — Твои звенья причиняют мне боль.
— Ты хочешь бросить меня? — вдруг возмутилась Цепь.— А как же наша дружба? Неужели ты оставишь меня одну в незнакомом месте? И зачем я только полетела с тобой, такой ненадежной?
И она недовольно посмотрела на подругу.
После некоторого молчания Кряка сказала:
— Цепь, ты полетела со мной потому, что сама этого захотела. Я только исполнила твое желание. Давай не будем ругаться, а подумаем, что делать дальше.
— Что делать, что делать? — вздохнула Цепь. — Не знаю. Я никогда ничего не делала. Всегда просто лежала на траве и грустила от одиночества. Я так радовалась нашей дружбе и путешествиям, а теперь ты покидаешь меня.
Вдруг их разговор прервал шум подъехавшей машины с прицепом.
— Ой, какая хорошая Цепь, — сказала она. — Я случайно услышала, что ты хочешь путешествовать. Предлагаю поехать со мной. Моей силы хватит, чтобы выдержать тебя. Да и сделаны мы из одного металла. Только попрошу помочь мне тянуть прицеп.
Цепь подумала и согласилась с предложением машины. Она попрощалась с Крякой и отправилась в свое первое самостоятельное путешествие.
С тех пор Цепь никогда не лежала без дела и не висела обузой на чужой шее. Она увидела много новых и красивых мест, но самое главное, научилась работать и чувствовать свою силу и крепость.
А Кряка летала в теплые страны, возвращалась в родные края и наслаждалась свободой и легкостью своего полета.
Иногда пути подруг пересекались, и они, радуясь встрече, делились друг с другом своими впечатлениями от многочисленных путешествий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗКИ
«Цепь»
Сказка для лиц юношеского возраста и взрослых, имеющих сложности во взаимоотношениях, выражающиеся в зависимости, ложном понимании чувства долга и дружбы, а также для тех, кто, испытывая трудности в самоопределении, применяет свой талант не по назначению и хочет изменить пассивную жизненную позицию.
Рекомендуется использовать в процессе семейного, группового и индивидуального консультирования юношей и девушек 15-20 лет и взрослых.
Сказка способствует психологической подготовке к напряженным эмоциональным состояниям и символическому отреагированию физиологических и эмоциональных стрессов, помогает наладить взаимоотношения с окружающими и найти конструктивный выход из конфликтных ситуаций. Также сказка помогает раскрыть личностный потенциал, способствует принятию в символической форме своей физической активности и самореализации.
Возможные вопросы при анализе сказки:
1. Как вы думаете, о чем эта сказка?
2. Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?
3. Нарисуйте наиболее запомнившуюся вам картину сказки.
4. Как вы думаете, почему возникла конфликтная ситуация между уткой и цепью?
5. Можно ли было назвать их отношения настоящей дружбой?
6. Встречали ли вы людей, похожих на какого-либо из героев сказки?
7. При каких обстоятельствах может возникнуть подобная ситуация в реальной жизни?
8. Как вы думаете, почему у утки было собственное имя, а у цепи — нет?
9. Что чувствовала Кряка, когда обнаружила, что цепь натерла ей шею?
10. Что сделала Кряка, чтобы снова летать легко и свободно? Какие черты характера она при этом проявила?
11. Какие изменения в поведении цепи привели к тому, что она почувствовала себя сильной и крепкой?
12. Как вы думаете, почему отношения Кряки и Цепи привели к их расставанию, а Цепи и машины — к сотрудничеству?
13. Изменились ли отношения подруг после расставания? Какими они стали?
14. Что означает выражение «настоящая дружба»? Какие отношения характерны для настоящих друзей?
15. Можно ли оставаться хорошими друзьями, находясь далеко друг от друга?
16. Чему мы можем научиться у этой сказки?
Технологии использования сказки
Сказку можно использовать в качестве метафоры, а также провести ее анализ, рассказывание, рисование и проигрывание в ролях или с помощью кукол. Сделав перерыв перед второй частью сказки, можно предложить подростку или взрослому самому сочинить продолжение сказки, в котором будут описаны дальнейшие взаимоотношения героинь и способ решения конфликтной ситуации. Таким образом, сказка станет проективной и не только точно покажет проблемы клиента, но и поможет ему самому найти верное решение проблемы. Вопросы к сказке можно использовать для анализа не только дружеских взаимоотношений, но и семейных, рассуждая на тему: что же такое настоящая любовь?
Комментариев нет:
Отправить комментарий