«Цепь»

Автор Ирина Владимировна Стишенок
         На зеленой траве большого луга лежала одинокая цепь. Мимо нее пролетали стрекозы и бабочки, пробегали полевые мыши и хомячки, размышляя о своих бесконечных делах, тороп­ливо шагали люди.
Только цепь оставалась на месте и, мечтая, смотрела в си­нее небо.
«Ах, если бы произошло чудо, которое изменило бы мою скучную жизнь!..» — думала она, глядя на проплывающие мимо облака. Однажды на луг прилетела стая диких уток. Путешествуя в теплые края, они решили остановиться, немного отдохнуть и размять лапки. Одна молодая утка внимательно осмотрела поле и увидела цепь.
— Привет, — сказала она и подошла ближе. — Меня зовут Кряка. Я прилетела сегодня утром вместе со стаей. А как зовут тебя?
— Меня зовут Цепь, — грустно сказала цепь. — И я не умею летать. Я всегда лежу на одном и том же месте и жду, когда кто- нибудь подойдет ко мне и предложит свою дружбу.
— А хочешь, я буду дружить с тобой? — спросила Кряка и подошла еще ближе. — Мы вместе полетим по всему миру, и ты увидишь красоту нашей земли с высоты птичьего полета.
— Конечно, хочу! — воскликнула Цепь. — Как здорово!
— Вот и хорошо, — сказала Кряка и надела Цепь себе на шею.
На следующий день утки собрались в стаю и отправились в путь.
Во время полета Цепь с восхищением смотрела на землю и без конца повторяла:
— Кряка, какая ты добрая и благородная! Без тебя я никогда не увидела бы, как прекрасен этот мир.
Да, это так, — соглашалась утка и изо всех сил махала крыльями, чтобы не отстать от стаи.
Но, хотя Кряка и старалась, она постоянно задерживалась в пути, и остальным уткам приходилось останавливаться и ждать ее.
Со мною Цепь, — оправдывалась Кряка и незаметно взды­хала.
На второй день пути она сказала своим друзьям:
Я не могу лететь так быстро, как вы. Тяжелая Цепь тянет меня к земле. Летите медленнее.
Но не успели утки что-либо ей ответить, как услышали недо­вольный голос Цепи:
Я тяну тебя к земле? Какая несправедливость! А ведь я, Кряка, за время полета не сделала тебе ни одного замечания, хоть ты и трясешь меня постоянно. Даже удивляюсь, как не по­теряла ни одного своего звена. И заметь, я всегда с тобой веж­лива, ведь мы друзья.
Да, мы друзья, — вздохнула утка и опустила глаза.
Кряка, зачем тебе эта Цепь? — спросил вожак стаи. — Она мешает свободно лететь и лишает сил. Оставь ее на поляне.
Не могу, — тихо сказала Кряка и добавила, — Цепь — мой ДРУГ.
Однако на третий день пути у утки заболела шея.
Зачем ты натерла мне ее? — спросила Кряка у Цепи и заплакала.
Извини, я не хотела обидеть тебя, — сказала Цепь. — Так получилось.
Но больше мы не сможем лететь вместе, — решила утка. — Твои звенья причиняют мне боль.
Ты хочешь бросить меня? — вдруг возмутилась Цепь.— А как же наша дружба? Неужели ты оставишь меня одну в незна­комом месте? И зачем я только полетела с тобой, такой нена­дежной?
И она недовольно посмотрела на подругу.
После некоторого молчания Кряка сказала:
Цепь, ты полетела со мной потому, что сама этого захоте­ла. Я только исполнила твое желание. Давай не будем ругаться, а подумаем, что делать дальше.
Что делать, что делать? — вздохнула Цепь. — Не знаю. Я никогда ничего не делала. Всегда просто лежала на траве и грустила от одиночества. Я так радовалась нашей дружбе и пу­тешествиям, а теперь ты покидаешь меня.
Вдруг их разговор прервал шум подъехавшей машины с при­цепом.
Ой, какая хорошая Цепь, — сказала она. — Я случайно услышала, что ты хочешь путешествовать. Предлагаю поехать со мной. Моей силы хватит, чтобы выдержать тебя. Да и сдела­ны мы из одного металла. Только попрошу помочь мне тянуть прицеп.
Цепь подумала и согласилась с предложением машины. Она попрощалась с Крякой и отправилась в свое первое самостоя­тельное путешествие.
С тех пор Цепь никогда не лежала без дела и не висела обу­зой на чужой шее. Она увидела много новых и красивых мест, но самое главное, научилась работать и чувствовать свою силу и крепость.
А Кряка летала в теплые страны, возвращалась в родные края и наслаждалась свободой и легкостью своего полета.
Иногда пути подруг пересекались, и они, радуясь встрече, делились друг с другом своими впечатлениями от многочислен­ных путешествий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗКИ
«Цепь»
Сказка для лиц юношеского возраста и взрослых, имеющих сложности во взаимоотношениях, выражающиеся в зависимос­ти, ложном понимании чувства долга и дружбы, а также для тех, кто, испытывая трудности в самоопределении, применяет свой талант не по назначению и хочет изменить пассивную жизнен­ную позицию.
Рекомендуется использовать в процессе семейного, груп­пового и индивидуального консультирования юношей и девушек 15-20 лет и взрослых.
Сказка способствует психологической подготовке к напряжен­ным эмоциональным состояниям и символическому отреагированию физиологических и эмоциональных стрессов, помогает наладить взаимоотношения с окружающими и найти конструктив­ный выход из конфликтных ситуаций. Также сказка помогает рас­крыть личностный потенциал, способствует принятию в символи­ческой форме своей физической активности и самореализации.
Возможные вопросы при анализе сказки:
1.  Как вы думаете, о чем эта сказка?
2.  Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?
3.  Нарисуйте наиболее запомнившуюся вам картину сказки.
4.  Как вы думаете, почему возникла конфликтная ситуация между уткой и цепью?
5.   Можно ли было назвать их отношения настоящей друж­бой?
6.  Встречали ли вы людей, похожих на какого-либо из ге­роев сказки?
7.   При каких обстоятельствах может возникнуть подобная ситуация в реальной жизни?
8.   Как вы думаете, почему у утки было собственное имя, а у цепи — нет?
9.   Что чувствовала Кряка, когда обнаружила, что цепь на­терла ей шею?
10. Что сделала Кряка, чтобы снова летать легко и свобод­но? Какие черты характера она при этом проявила?
11. Какие изменения в поведении цепи привели к тому, что она почувствовала себя сильной и крепкой?
12. Как вы думаете, почему отношения Кряки и Цепи приве­ли к их расставанию, а Цепи и машины — к сотрудничеству?
13. Изменились ли отношения подруг после расставания? Какими они стали?
14. Что означает выражение «настоящая дружба»? Какие от­ношения характерны для настоящих друзей?
15. Можно ли оставаться хорошими друзьями, находясь да­леко друг от друга?
16. Чему мы можем научиться у этой сказки?
Технологии использования сказки
Сказку можно использовать в качестве метафоры, а также провести ее анализ, рассказывание, рисование и проигрывание в ролях или с помощью кукол. Сделав перерыв перед второй частью сказки, можно предложить подростку или взрослому самому сочинить продолжение сказки, в котором будут описаны дальнейшие взаимоотношения героинь и способ решения кон­фликтной ситуации. Таким образом, сказка станет проективной и не только точно покажет проблемы клиента, но и поможет ему самому найти верное решение проблемы. Вопросы к сказке мож­но использовать для анализа не только дружеских взаимоотно­шений, но и семейных, рассуждая на тему: что же такое насто­ящая любовь?

Комментариев нет:

Отправить комментарий