«Горошинка»

Жила-была на свете маленькая зеленая горошинка, поэтому все звали ее Зелёночка. Родилась она в дружной семье Горохов и все свое детство провела в уютном стручке. Днем горошинка развлекалась и болтала с соседями, а вечером мирно засыпала, уткнувшись в теплый бок брата или сестры.
Но однажды покой семьи Горохов был нарушен: неизвестные люди врывались в зеленые домики и собирали всех жильцов в одну большую корзину. Когда люди подошли к домику Зелёночки и открыли его, налетел сильный ветер, подхватил горошины и раскидал их по всему полю.
Зелёночка попала на соседний участок и оказалась рядом с незнакомым и очень красивым цветком. Он был весь белый и нарядный, а сердце его горело, как маленькое солнышко.
Какой Вы красивый, — сказала горошинка, — можно узнать, как Вас зовут?
Меня зовут Ромашка, — ответил цветок, — я живу здесь все лето и хорошо знаю вашу семью.
Так они познакомились и подружились. Зелёночка с удоволь­ствием слушала рассказы Ромашки о солнце, лете, дожде и людях.
Люди, — говорила Ромашка, — бывают разные. Одни тебя любят, ухаживают за тобой, а другие могут и обидеть: сломать или затоптать. Так что, берегись, горошинка, людей, неизвестно, что у них на уме. А лето — оно всегда прекрасное, дождик— он всегда добрый, солнышко — всегда ласковое, — заканчивала свою речь Ромашка и засыпала.
Так, за разговорами, прошло лето. Осенью подул сильный ветер, подхватил горошинку и перекинул ее на соседнее поле, по которому ходили большие важные птицы. Одна из них, уви­дев Зелёночку, сверкнула глазами и открыла клюв, но ветер сно­ва подхватил горошинку и перенес на другой конец поля.
Что же ты такая рассеянная? — спросил он. — Ведь так и съесть могут. Надо уметь о себе заботиться.
Ветер улыбнулся ей, помахал крылом и полетел дальше.
А горошинка поняла, что началась ее взрослая жизнь, в ко­торой надо уметь выживать. Она узнала, что такое сильные вет­ра, голодные птицы и беззаботные люди, которые со своей вы­соты не видят, как ей холодно и одиноко.
Зелёночка научилась сопротивляться ветрам, укрываться от птиц и не думать об одиночестве. С каждым днем она станови­лась все тверже и тверже, и только глубоко внутри оставалось мягким ее сердце.
Однажды горошинку нашли дети. Маленький мальчик взял ее в руки, покатал по ладошке и захотел унести с собой, но Зелеёночка испугалась и сильно надавила на ладонь ребенку.
Ой, какая она твердая! С ней даже поиграть нельзя,— сказал мальчик и бросил горошинку в холодную землю.
Зелёночка закатилась в какую-то ямку и спряталась. Вскоре пошел снег. Он укрыл ее теплым одеялом, и горошинка, устав­шая от вечной борьбы, уснула.
Всю зиму Зелёночку никто не беспокоил, но однажды она открыла глаза и не нашла своего одеяла. Над головой было большое синее небо, а откуда-то сбоку доносился странный шум. Горошинка выглянула из ямки и увидела несколько журчащих ручейков. Они так весело болтали друг с другом, что и ей захо­телось поговорить с одним из них.
Извините, — обратилась Зеленочка к самому шумному, — не могли бы Вы уделить мне немного внимания и рассказать, что сейчас происходит?
Ручеек повернулся к Горошинке и любезно сказал:
Конечно, я с удовольствием поболтаю с Вами.
И он весело поведал, что уже наступила весна, вся природа просыпается: на деревьях набухают почки, птицы из теплых краев возвращаются домой, чтобы вывести птенцов, а солнышко уси­ленно прогревает землю, чтобы на ней вырос хороший урожай.
Ну и я вношу свой скромный вклад в это благородное дело, — добавил ручеек и ласково обнял горошинку.
Зелёночке так понравилось внимательное отношение ручей­ка, что, неожиданно для себя, она стала мягче. Даже мир пока­зался ей совсем иным.
«Не такой уж он колючий и безжалостный», — подумала го­рошинка и впервые за долгое время легла спать спокойной и влюбленной.
Проснувшись, Зелёночка с удивлением заметила, что силь­но изменилась: крепкими корнями она уверенно держалась за землю, а ее молодой и нежный росток с радостью смотрел в высокое синее небо.
Как интересно! — воскликнула горошинка и изо всех сил стала тянуться к солнцу.
Она росла и размышляла: «Удивительно, раньше я справля­лась со всеми трудностями, но оставалась твердой и одинокой. А сейчас, когда позволила себе стать мягче, я так изменилась!»
Шли дни. Росток становился все выше и выше, и временами радость Зелёночки сменялась беспокойством: все труднее ей становилось удерживать его в равновесии.
Тяжело, как тяжело, — думала горошинка, — но я выстою, ведь это мой росток, и я в ответе за него.
Рядом, на поле, росли цветы — добрые и милые, но они были заняты только собой и не догадывались о ее трудностях. Цветы постоянно болтали друг с другом, хвалились нарядами, рассуж­дали о важных пустяках. И вот наступил момент, когда у горо­шинки не нашлось больше сил держать свой росток. Она урони­ла его на землю и расплакалась.
Росший недалеко Куст Смородины повернулся к ней и, уви­дев слезы, сказал:
Зелёночка, я давно хотел предложить тебе свою помощь, но ты всегда была такая недоступная, самостоятельная и заня­тая, что я даже не решался заговорить об этом. Разреши сейчас помочь тебе. Обопрись на меня, и ты почувствуешь, насколько станет легче.
Куст поднял росток, и Зелёночка с удивлением почувствова­ла, что ей стало не только легче, но и спокойнее. Наконец-то, впервые, за долгие месяцы, она смогла расслабиться и отдох­нуть. Стало так хорошо, что, незаметно для себя, она расцвела.
Какая Вы красивая! — вдруг заговорили все вокруг. — Ка­кие красивые у Вас цветы!
А горошинка в ответ только улыбалась и радостно шевелила листочками. Солнышко дарило ей свое тепло, дождик умывал и питал, птицы пели песни, а соседние цветы забавляли интерес­ными рассказами. Опираясь на Куст, она чувствовала его под­держку и теплоту. И вдруг Зелёночка поняла: чем более откры­той она становится миру, тем больше мир открывается ей.
Оказывается, он не такой уж и жестокий — наш мир, — подумала горошинка, — и совсем не страшно быть слабой и просить о помощи. Надо просто не бояться.
Со временем ее красивые цветы стали такими же домика­ми, как и тот, в котором прошло детство горошинки. И уже ее дети, окруженные любовью, счастливо там росли.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗКИ
«Горошинка»
Сказка о слабости, любви и поддержке.
Рекомендуется использовать в работе с лицами юношеско­го возраста 16-20 лет, начавшими самостоятельную жизнь, и взрослыми, имеющими проблемы в общении, сопровождаемые тревогой и застенчивостью, а также с теми, кому необходимо изменить взгляд на жизнь.
Сказка способствует раскрытию личностного потенциала и самореализации, расширению взаимодействия с окружающим миром, помогает осознать ценность любви и взаимоотношений мужчины и женщины.
Возможные вопросы при анализе сказки:
1. Нарисуйте самую яркую картину сказки. Что вас в ней наи­более привлекло?
2.  Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?
3. Почему горошинка стала твердой?
4. Как изменилась горошинка после встречи с Ручейком?
5. Почему Куст Смородины не сразу предложил горошинке свою помощь?
6. Что произошло с Зелёночкой после того, как она приняла его помощь?
7. Какой вывод сделала для себя горошинка?
8.  Чему мы можем научиться у этой сказки?
Технологии использования сказки:
анализ;
рассказывание;
рисование;
     проигрывание значимых ситуаций или всей сказки (в ролях, в песочнице, с помощью кукол).

Комментариев нет:

Отправить комментарий