Обучение детей с синдромом Туретта.



Возможность обучения ребёнка с СТ в массовой школе определяется не только достаточно высоким уровнем его общего и речевого развития, но и его психологической готовностью к общению с окружающими и к совместным занятиям с обычными сверстниками. Воспитанию этой готовности в значительной мере может способствовать пребывание ребёнка с тиком в массовом детском саду, хотя бы за год до школы. Конечно, учить такого ребёнка вместе с другими детьми трудно, но ещё труднее ребёнку-туреттику обучаться в классе. Основную роль в его адаптации к жизни в коллективе играют воспитатель в детском саду и классный руководитель в школе. Педагог должен помочь ребёнку освоиться в коллективе, постараться подружить его со сверстниками. Важно, чтобы дети принимали ребёнка с СТ как равного, помогали ему не из жалости, не унижали, не задавали лишних вопросов по поводу его заболевания, защищали его в необходимых случаях.
В любом случае в начале обучения ваш ребёнок ежедневно будет сталкиваться с подобного рода вопросами: «А почему ты укаешь?», «А почему у тебя рука дёргается?», «А почему ты подпрыгиваешь на стуле?» и т.п. Важно родителям научить своего больного ребёнка правильно реагировать на подобное любопытство. Дети первоклашки непосредственны, в таком возрасте ещё трудно объяснять им законы корректности. Поэтому лучше удовлетворить их интерес на 100 %. Можно просто научить сына или дочь отвечать так: «У меня такое заболевание. Я бы очень хотел не делать этого. Но, увы, я не могу. Когда я был очень маленьким, я сильно болел, и теперь не могу контролировать свои движения и речь». Т.о. ребёнок отвечает сразу на вопросы: почему и от чего, и констатирует тот факт, что тик будет постоянно и с ним придётся мириться окружающим. Детям дошкольникам и первоклашкам не стоит рассказывать о генетической стороне СТ. Уже даже в возрасте 4 лет каждый ребёнок знает, что будет, если не вылечить хорошо и, главное, вовремя кашель или насморк. Поэтому такого рода враньё срабатывает. Другое дело когда, ребёнок агрессивно реагирует на такое любопытство. Тогда неприятие его в коллективе он обеспечит себе сам. Репутация злюки непременно повлечёт за собой репутацию «психопата». Мой сын реагировал настолько болезненно на эти вопросики, что, в конце концов, замкнулся в себе, стал нервным, плаксивым и раздражительным. Он не выплёскивал эмоций в классе, но дома «съедал» меня своим недовольством. Мне пришлось перевести его на индивидуальную форму обучения. Он мгновенно успокоился. Уже к 3 классу у него пришло осознание себя как ребёнка необычного, а не больного. Повзрослел и стал по-другому смотреть на происходящее. Он стал жалеть детей, которые его передразнивают. Жалеть потому что они а) невоспитанны, б) вынуждены самоутверждаться за счёт таких больных деток как он, в) не имеют в сердце доброты и сочувствия.
Речевые умения и навыки позволяют ребёнку с СТ вступать в диалог, отвечать на реплики собеседника, задавать вопросы, поддерживать беседу. Словарь ребёнка-туреттика отличается качественным своеобразием. Его речь вполне внятна и разборчива, но собеседнику обычно трудно понять её по причине присутствия вокализмов, т.к. они «засоряют» речь ненужными лишними звуками. Так, например, ребёнок без генерализованного тика скажет легко и внятно: «Мама, я хочу есть!», в то время как ребёнок-туреттик произнесёт фразу: «Мама, ум я у-у хочу ум есть и-и-и!» наполняя её лишними звуками и затрачивая времени в 2 раза больше. Если же у ребёнка присутствует копрололия, то вместо звуков будут звучать грязные слова. Отсюда исходит такая проблема обучения как нехватка времени. На письмо данные вокализмы не переносятся. Если ребёнок пишет сочинение, то лишних звуков в тексте на бумаге не будет. Для такого ученика можно провести диктант отдельно, после уроков. На время общего диктанта дать ему какое-то другое задание. Также рекомендуется внести изменения в способ подготовки к изложению. Детям туреттикам надо дать текст изложения для однократного прочтения «про себя». Т.к. «про себя» им читать и воспринимать текст легче.
Можно провести простой опыт. Прочтите стихотворение Т.Г.Шевченко или А.С.Пушкина, засекая время. А теперь прочтите на время это же стихотворение, но после каждого слова произносите любой звук(а,о,у,и, не важно). Ну как? Времечка ушло в половину больше. А главное как «суперовски мелодично» оно звучит! Вот так просто можно любого ребёночка попросить поэкспериментировать со стишком, уверяю Вас, он прочувствует на все сто, как тяжело его однокласснику с СТ. Также можно учителю объяснить и тяжесть двигательного тика. Пусть дети (кроме их одноклассника с СТ) напишут маленький диктант, при условии того, что после каждого слова будут делать лишнее движение (либо вытягивать руку вверх, либо стучать ногой об пол, либо рукой о парту, либо кивать головой или же просто подымать руку вверх). Уже через 20 минут дети начнут уставать от этих движений. А если ещё и ошибки проверить! Их будет слишком много в тексте, т.к. тики не дают сосредоточиться. Вот так можно объяснить, какие муки испытывает ребёнок-туреттик. Именно, испытав на себе импровизированный вокализм или двигательный тик, к одноклассникам придёт понимание всей серьёзности данной проблемы. Они по-другому посмотрят на своего больного сверстника. Такой тренинг с классом школьный психолог должен провести как можно раньше.
Что касается капрололии, то люди с СТ испытывают неловкость и стыд от произношения матерных высказываний, поэтому они удаляют их при письме или отпечатывании текста. Не испытывают неудобств по этому поводу только люди с диагнозом шизофрения. Им наплевать на литературность своей речи и на мнение окружающих. Это один из пунктов различия людей с СТ и людей больных шизофренией. Отсюда делаем вывод, что те люди, которые оставляют свои сообщения наполненные бранью в интернете просто показывают свою разнузданность и невоспитанность. Настоящий больной СТ отредактирует сообщение, т.к. ещё раз повторюсь, испытывает большую неловкость перед окружающими!
Обратимся теперь к особенностям понимания речи детьми данной категории. Из-за тиков, которые постоянно отвлекают, определённую трудность для него представляет восприятие целостного смысла «длинных» предложений. Ребёнку очень нелегко улавливать смысл больших и сложных по структуре речевых периодов, которыми насыщен литературный текст. При чтении текста ребёнок с СТ «рвёт» предложения на кусочки, он вынужден «собирать до кучи» отрывки мыслей, «склеивать» их в одну речевую конструкцию, в следствии, теряет смысл прочитанного вначале. В то время как ребёнок без тикозных расстройств, плавно переходит от одного предложения к другому, даже если читает плохо. Переходя при чтении от фразы к фразе, от абзаца к абзацу, он не всегда сразу понимает общий смысл читаемого. Ребёнку-туреттику трудно не только читать, но и начать сам процесс чтения из-за тика, т.к. происходит спазм речевой мускулатуры. Получается замкнутый круг: тик - читать не выходит - ребёнок нервничает - тик усиливается - читает ещё хуже – нервничает ещё больше – тик ещё сильнее. Необходимо понимание данной проблемы учителем и руководством школы. Поэтому руководство школы может отменить технику чтения данному ребёнку. Т.к. само понятие техника чтения предусматривает быстроту, качество и чистоту звучания. Чего просто нельзя требовать от ученика, у которого происходит от 10 до 40 спазмов в минуту различных мышц лица и речевого аппарата!
Инклюзивное образование ребёнка-туреттика невозможно без активного повседневного участия родителей. Чрезвычайно важно, чтобы между родителями и педагогами установились доверительные отношения, чтобы родители считали обязательным выполнение требований массового учреждения. При несогласии с ними или невозможности выполнить их, следует приходить к компромиссному решению в ходе совместного обсуждения с участием учителя-дефектолога или специалистов курирующих его в школе. При выборе учебного процесса необходимо учитывать психологическую готовность и желание самого ребёнка учиться в классе или индивидуально. Одни дети болезненно реагируют на своё заболевание, другие крайне остро, пытаются постоянно сдерживать свои тики, в результате чего постоянно находятся в стрессовом состоянии. Также как, одни дети не реагируют на замечания и насмешки сверстников, отгородившись «стеной», другие болезненно переносят комментарии по поводу их заболевания. Результат всего происходящего в классе также зависит от темперамента ребёнка и его поведения. Либо ребёнок уходит в себя и отдаляется от общества, либо превращается в ненавистного тирана. В идеальном же варианте, доказывает всем вокруг, что он хороший одноклассник и преданный друг. Что бывает, увы, редко. Отдельное слово надо сказать о детях, которые привыкли к ежеминутной опеке родителей. Эти дети теряются в большом коллективе, у них отсутствует коллективизм, умение трудиться сообща.
Очень часто родители считают, что школа для того и существует, чтобы научить, воспитать, защитить их ребёнка. А их удел делать всё нижеперечисленное дома. Учителя поставлены в рамки законов педагогики. И если нужно за 45 минут урока подойти к каждому ученику и наглядно объяснить материал, не думайте, что к вашему ребёнку он обязан подойти 5 раз, только потому, что тот болен. На это уходят минуты, а время нужно уделить 30 ученикам! И ваш ребёнок не должен отнимать это время у других! Очень часто мамы жалуются на подобную проблему.
На уроках математики для таких детей специфически трудным является понимание словесного условия задачи.
Обучение ребёнка с СТ в массовой школе – это сложный и трудоёмкий процесс, требующий от педагога и родителей не только любви к ребёнку и терпения, но и определённых специальных знаний. В случае, если, несмотря на оказываемую ему помощь, ребёнок не справляется с программой, нужно своевременно и настойчиво ставить перед родителями вопрос о переводе его на индивидуальную форму обучения. Массовое учреждение, принимая ребёнка с синдромом Туретта, должно быть готово разделить ответственность за судьбу, обучение и воспитание ребёнка с его родителями. Наличие в классе такого ребёнка требует особого отношения к нему со стороны педагога во время урока.
Как часто можно наблюдать картину безразличия, когда неуспевающего ученика сажают за задние парты, чтобы «не мешал». Можно найти слова в оправдание учителей: наша программа общеобразовательной школы перегружена на 120% количеством информации, которая, к сожалению, не вписывается во временные рамки академических часов. Но даже это не позволяет «засовывать» проблемного ученика «подальше в уголок». Вообще, опытные педагоги, детей пересаживают с места на место «по круговой» каждую неделю. Исключением являются дети с нарушением зрения и слуха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий