Помимо тиков, у туреттиков ещё купа проблем с
физическим и психическим здоровьем. Им намного труднее обучаться, чем другим
деткам. У них наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, задержка
формирования пространственных и временных представлений, имеют специфические
трудности переработки информации. Из-за гиперкинезов затрудняется выполнение
любых произвольных движений, иногда делает выполнение этих движений
невозможным. У туреттиков нарушено дыхание из-за гиперкинезов в мышцах
диафрагмы и межрёберных мышцах. На уроках они болтливы, отвлекаемы,
расторможены. В любом виде деятельности нетерпеливы и импульсивны.
Имеют немотивированные колебания настроения.
Как педагог Вы можете сделать процесс
обучения более плодотворным, привнеся некоторые изменения:
1. Обеспечить вашему ученику место, где не будет
отвлекающих моментов, и будет определённая уединённость.
СТ уже сам по себе является отвлекающим фактором. А
если ещё к этому добавиться постоянное хлопанье дверями, шёпот за спиной другого
педагога. О каком восприятии информации может идти речь?
2. При необходимости давать лишние минуты
отдыха.
Украденные 5 минут на отдых принесут больше пользы
для урока. Ученик устал - тик усилился – писать и читать стало сложнее – качество
работы ухудшилось. Конечно, урок не безразмерный, но выжав из себя всю энергию,
ребёнок не сможет работать плодотворно на следующем уроке.
3. Позволить ученику сменять умственную и
физическую активность.
Если это урок математики или физики, то это не
означает монотонное решение примеров и задач.
В течение урока можно сделать ученику несколько
физкультминуток. Они могут
состоять всего из двух упражнений и длиться 1,5
минутки.
Учитывая то, что дети-туреттики с трудом регулируют
процессы возбуждения и торможения, иногда им сложно настроится на работу после
отдыха. Для этого предлагаю несколько упражнений для релаксации:
Сесть ровно на стуле. Соединить ладони вместе в
области солнечного сплетения. Закрыть глаза. Сделать 3 глубоких вдоха носом,
плавно выдыхая воздух ртом.
Закрыть глаза. Помечтать. Тему выбирайте сами или
пусть это сделает ваш ученик. Либо это будет солнечный пляж, крики чаек и
корабли. Или же это будет огромный магазин игрушек. Фантазия не ограничена. Но
мечтать нужно про себя, не более одной минуты! Некоторые дети мгновенно
увлекаются и начинают повествовать о своих фантазиях, в следствии урок сорван.
В таком случае, нужно объяснить ученику, что если он будет мечтать вслух,
больше таких разминок не будет. Мой опыт показал, что данный метод работает не
с первого раза. Нужно объяснить ребёнку, что мечты не сбываются, если о них
рассказывать всем. Пусть это будет маленькая его тайна. Дети любят тайны! И не
важно, что за бредни роились в эту минуту в его маленькой головешке, это
успокаивает. Не бойтесь того, что ученик весь «потонет в мечтах» до конца
урока. Главное, не обрывать резкой фразой пребывание «там, в заоблачных далях»
и соблюдать правила. Данный способ релаксации действует и для школьников
младших классов и для старшеклассников.
Проговорить вслух психологические установки. При
этом ученику нужно сесть ровно, расправить плечи, поднять вверх голову и
сказать не более 3-х фраз. Например:
«Я сильная. Всё смогу. Ведь я лучшая в мире»,
«Сегодня хороший день. Значит, у меня всё получится. Я справлюсь», «Я люблю
мир. Люблю себя. Для меня нет ничего не возможного». Каждому помогают свои
магические фразы. Помните слово материально.
4. Учитывая быструю утомляемость туреттиков,
более сложные уроки проводите в первую очередь. Если это контрольная
работа, её лучше не проводить на 3-4 уроке. Поставьте этот предмет первым.
5. Если тик влияет на процесс письма, позвольте
ученику воспользоваться печатными тетрадями или компьютером. Сейчас
выпускают тетради печатного образца для всех классов. Важно не то, сколько
примеров от руки напишет ребёнок, а то, как быстро и насколько правильно будут
решены эти примеры.
6. Создать творческий проект. Индивидуальное
обучение более располагает к творческому подходу. Гораздо сложнее провести
урок-сказку, урок-исследование, урок-эксперимент в шумной атмосфере с 30
учащимися. Когда ребёнок один, диалог более продуктивен, а значит, фантазиям
нет границ. Здесь могут помочь родители, дедушки и бабушки. Задайте на каникулы
или выходные творческое задание. Экспериментируйте.
7. Некоторым детям помогает хождение. Сидя в
течение получаса на стуле дети-туреттики начинают испытывать ещё более сильное
напряжение из-за гиперкинезов. Им намного сложнее усидеть на месте. Позвольте
ученику посреди урока пройтись по коридору туда и обратно.
8. Сумейте защитить своего подопечного в нужный
момент. Пусть увидит в Вас поддержку. Пресекайте насмешки со стороны других
детей. В отсутствие мамы Вы его защита!
9. Сотрудничайте с родителями ученика.
Вместе вы сила.
10. Самое главное! Станьте ему или ей другом!
Во всех пониманиях этого слова. Вы не можете заставить себя полюбить ребёнка,
но как учитель по призванию Вы просто обязаны приходить на уроки «с душой» и
дарить её частичку своему ученику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий